В Форуме приняли участие эксперты, гражданские активисты, представители органов государственной власти и местного самоуправления, заинтересованные ведомства, некоммерческие организации, молодые специалисты, студенты, СМИ. В ходе форума прошло заседание четырех профильных секций, затем их итоги для выработки окончательных рекомендаций были подведены на пленарном заседании под председательством председателя Общественной палаты Оренбургской области Бориса Колесникова. Как выстраивается наставничество в регионе и каким оно должно быть? Какие требования предъявляются к современному наставнику? Насколько молодое поколение готово слышать и воспринимать своих опытных коллег? Как повысить статус наставника на региональном, государственном уровне? Эти и многие другие вопросы вызвали заинтересованное обсуждение участников форума. Секция «Наставничество в образовании» работала в Центре одаренных детей «Гагарин», созданном в Оренбурге в рамках национального проекта. Как доложила председатель комиссии ОП по вопросам образования, науки, делам молодежи Галина Сафонова, после знакомства с работой Центра состоялся неформальный заинтересованный разговор общественников, представителей профильного министерства, руководителей органов управления образованием территорий области, педагогического сообщества. В центре внимания самый острый вопрос: как сохранить и укрепить кадровый потенциал, удержать в нелегкой профессии молодых педагогов? Создан обобщенный портрет наставника, услышаны новые практики сопровождения молодых педагогов. Говорили также о разработке системы наставничества для формирования безопасных и полезных общепользовательских IT-компетенций молодежи, разнообразии форм наставничества с одаренными школьниками с использованием ресурса Центра «Гагарин». Особая тема — воспитание навыков ответственного родительства. В ряду прозвучавших предложений – необходимость системной работы, изучение и продвижение лучших практик, а также стимулирование деятельности наставников, их общественное признание.
Особенностью работы секции «Наставничество в здравоохранении» стало участие молодых специалистов и студенчества вместе с общественниками, представителями регионального минздрава, главными врачами и ведущими специалистами крупных больниц. Работа секции не случайно началась с посещения аккредитационно-симуляционного центра Оренбургского государственного медицинского университета — это структурное подразделение ОрГМУ обеспечивает допуск к практической деятельности. Здесь с помощью педагогов-наставников и современного оснащения будущие медики осваивают необходимые навыки, проходят аккредитацию, получают разрешение на работу врачом – по сути, путевку в профессию.
Вопросы непрерывного профессионального образования, а также опыт наставничества при оказании первичной медицинской помощи, в реабилитационной медицине, развитии высоких технологий, здравоохранении районов стали предметом диалога. Нет универсального примера, который подошел бы любой сфере. В каждой отрасли – своя специфика. На этот момент обратил внимание председатель комиссии ОП по вопросам культуры и сохранению культурного наследия Борис Хавторин. Например, в театральной среде важны индивидуальность и самобытность таланта, существует конкуренция. Велика роль творческих династий. Важным критерием становится авторитет, заслуженное признание мастера. Так, Оренбургский областной театр драмы является базовым для подготовки молодых специалистов актерского искусства, его режиссер Народный артист РСФСР Рифкат Исрафилов, бесспорно, является театральным педагогом и наставником. Отработано наставничество в учебных заведениях сферы культуры – в области 70 школ искусств, 5 средних специальных учебных заведений творческой направленности, Оренбургский государственный институт искусств им.Леопопльда и Мстислава Ростроповичей. Не обойтись без наставничества при подготовке руководителей и специалистов музейного сообщества, библиотечных учреждений, организаций досуговой деятельности в сфере культуры. Что касается наставничества в экономике — в промышленности этот институт сохранился даже в сложные 90-годы и продолжает действовать. В этом заверил председатель комиссии ОП по организации общественного контроля и взаимодействию с органами государственной власти, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества и СМИ Ярослав Чирков.
На секции «Наставничество в экономике» общественники, представители министерства промышленности и энергетики, министерства труда и занятости Оренбургской области, а также промышленных предприятий обсудили ситуацию на рынке труда в отраслях экономики региона, лучшие практики наставничества, значение трудовых династий, подняли вопросы, требующие решения. Как утверждают представители предприятий, наставничество помогает им адаптировать молодых специалистов, улучшает показатели производства, безопасность труда. Об опыте промышленных предприятий региона рассказал директор исполнительной дирекции Оренбургского областного союза промышленников и предпринимателей, председатель комиссии ОП по вопросам экономики, промышленности, предпринимательства, труда и занятости Вячеслав Лагуновский. Например, на Гайском горно-обогатительном комбинате являются наставниками более 2 тысяч высококвалифицированных работников; 496 человек из числа руководителей и специалистов являются преподавателями (консультантами) теоретического обучения, в цехах есть организаторы производственного обучения; для организации практики студентов назначены 119 руководителей. На ОАО «Завод бурового оборудования» для молодых разработана программа «Адаптация». Хорошим примером является ПО «Стрела», «Оренбургэнерго». Есть примеры материального стимулирования наставников. Действуют советы молодых специалистов. Стало традицией проведение слетов молодых специалистов, наставников, династий; конкурсных мероприятий. Наставники Оренбуржья становятся победителями на конкурсах ПФО и федерального уровня. Тема форума вызвала заинтересованный диалог его участников. Были подняты вопросы, касающиеся социального статуса наставников, улучшения условий труда, преподавания общественно значимых дисциплин, прозвучали предложения по развитию и стимулированию наставничества. Уполномоченный по правам человека в Оренбургской области Анатолий Чадов отметил своевременность и приоритетность темы областного форума, отражающей запросы общества. Очевидно, что подготовка специалистов должна удовлетворять кадровые потребности организаций и предприятий, а молодежь – желать и иметь возможность получить интересную и востребованную профессию в своем регионе. Важнейшим фактом уверенности в завтрашнем дне становится строительство школ, детских садов, модернизация существующих учреждений. Актуальным вопросом является обеспечение безопасности детей в образовательных организациях. Большое значение придается работе с молодежью. В регионах создаются молодежные общественные советы при Уполномоченных по правам человека, такая работа идет и в Оренбуржье. Депутаты Законодательного Собрания Оренбургской области Геннадий Аверьянов и Максим Щепинов, отметив, что тема наставничества тесно связана с вопросами демографии, кадрового потенциала, закрепления молодых кадров, а также имеет патриотический аспект, заверили, что идеи и выводы форума будут доведены до депутатского корпуса.
Рекомендации, выработанные по итогам работы областного форума Общественной палаты Оренбургской области «2023 год – Год педагога и наставника. Шаг к будущему» будут направлены региональным органам исполнительной власти.
Особенностью работы секции «Наставничество в здравоохранении» стало участие молодых специалистов и студенчества вместе с общественниками, представителями регионального минздрава, главными врачами и ведущими специалистами крупных больниц. Работа секции не случайно началась с посещения аккредитационно-симуляционного центра Оренбургского государственного медицинского университета — это структурное подразделение ОрГМУ обеспечивает допуск к практической деятельности. Здесь с помощью педагогов-наставников и современного оснащения будущие медики осваивают необходимые навыки, проходят аккредитацию, получают разрешение на работу врачом – по сути, путевку в профессию.
Вопросы непрерывного профессионального образования, а также опыт наставничества при оказании первичной медицинской помощи, в реабилитационной медицине, развитии высоких технологий, здравоохранении районов стали предметом диалога. Нет универсального примера, который подошел бы любой сфере. В каждой отрасли – своя специфика. На этот момент обратил внимание председатель комиссии ОП по вопросам культуры и сохранению культурного наследия Борис Хавторин. Например, в театральной среде важны индивидуальность и самобытность таланта, существует конкуренция. Велика роль творческих династий. Важным критерием становится авторитет, заслуженное признание мастера. Так, Оренбургский областной театр драмы является базовым для подготовки молодых специалистов актерского искусства, его режиссер Народный артист РСФСР Рифкат Исрафилов, бесспорно, является театральным педагогом и наставником. Отработано наставничество в учебных заведениях сферы культуры – в области 70 школ искусств, 5 средних специальных учебных заведений творческой направленности, Оренбургский государственный институт искусств им.Леопопльда и Мстислава Ростроповичей. Не обойтись без наставничества при подготовке руководителей и специалистов музейного сообщества, библиотечных учреждений, организаций досуговой деятельности в сфере культуры. Что касается наставничества в экономике — в промышленности этот институт сохранился даже в сложные 90-годы и продолжает действовать. В этом заверил председатель комиссии ОП по организации общественного контроля и взаимодействию с органами государственной власти, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества и СМИ Ярослав Чирков.
На секции «Наставничество в экономике» общественники, представители министерства промышленности и энергетики, министерства труда и занятости Оренбургской области, а также промышленных предприятий обсудили ситуацию на рынке труда в отраслях экономики региона, лучшие практики наставничества, значение трудовых династий, подняли вопросы, требующие решения. Как утверждают представители предприятий, наставничество помогает им адаптировать молодых специалистов, улучшает показатели производства, безопасность труда. Об опыте промышленных предприятий региона рассказал директор исполнительной дирекции Оренбургского областного союза промышленников и предпринимателей, председатель комиссии ОП по вопросам экономики, промышленности, предпринимательства, труда и занятости Вячеслав Лагуновский. Например, на Гайском горно-обогатительном комбинате являются наставниками более 2 тысяч высококвалифицированных работников; 496 человек из числа руководителей и специалистов являются преподавателями (консультантами) теоретического обучения, в цехах есть организаторы производственного обучения; для организации практики студентов назначены 119 руководителей. На ОАО «Завод бурового оборудования» для молодых разработана программа «Адаптация». Хорошим примером является ПО «Стрела», «Оренбургэнерго». Есть примеры материального стимулирования наставников. Действуют советы молодых специалистов. Стало традицией проведение слетов молодых специалистов, наставников, династий; конкурсных мероприятий. Наставники Оренбуржья становятся победителями на конкурсах ПФО и федерального уровня. Тема форума вызвала заинтересованный диалог его участников. Были подняты вопросы, касающиеся социального статуса наставников, улучшения условий труда, преподавания общественно значимых дисциплин, прозвучали предложения по развитию и стимулированию наставничества. Уполномоченный по правам человека в Оренбургской области Анатолий Чадов отметил своевременность и приоритетность темы областного форума, отражающей запросы общества. Очевидно, что подготовка специалистов должна удовлетворять кадровые потребности организаций и предприятий, а молодежь – желать и иметь возможность получить интересную и востребованную профессию в своем регионе. Важнейшим фактом уверенности в завтрашнем дне становится строительство школ, детских садов, модернизация существующих учреждений. Актуальным вопросом является обеспечение безопасности детей в образовательных организациях. Большое значение придается работе с молодежью. В регионах создаются молодежные общественные советы при Уполномоченных по правам человека, такая работа идет и в Оренбуржье. Депутаты Законодательного Собрания Оренбургской области Геннадий Аверьянов и Максим Щепинов, отметив, что тема наставничества тесно связана с вопросами демографии, кадрового потенциала, закрепления молодых кадров, а также имеет патриотический аспект, заверили, что идеи и выводы форума будут доведены до депутатского корпуса.
Рекомендации, выработанные по итогам работы областного форума Общественной палаты Оренбургской области «2023 год – Год педагога и наставника. Шаг к будущему» будут направлены региональным органам исполнительной власти.