Главная
Постановления ОСПП
О Союзе
Органы управления
Члены ОСПП
Исполнительная дирекция
Социальное партнерство и охрана труда
План работы
orenprom.com
 
Президент РФ
Правительство РФ
Полномочный представитель Президента РФ в ПФО
Инвестиционный уполномоченный в ПФО
РСПП
КСО РСПП ПФО
Правительство Оренбургской области
Законодательное собрание Оренбургской области
Стратегия развития региона

27 мая 2014 года в конференц-зале «Оренбургэнерго» состоялась XIV Общепромышленная конференция – Общее Собрание членов ОСПП

27 мая 2014 года в конференц-зале «Оренбургэнерго» состоялась XIV Общепромышленная конференция – Общее Собрание членов ОСПП.

Вел Конференцию Председатель Правления ОСПП С.И.Грачев.

В работе Конференции приняли участие исполняющий обязанности Губернатора Оренбургской области Ю.А. Берг, члены Правительства области, главы муниципальных образований, руководители промышленных предприятий и организаций области.

С вступительным словом к участникам Конференции обратился и.о. Губернатора – председателя Правительства Оренбургской области Юрий Александрович Берг:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Прежде всего – поздравляю всех с Днем предпринимателя!
Малый, средний, крупный бизнес – в основе характера  людей, которые им занимаются, всегда лежит инициативность, предприимчивость, активность. Поэтому – с праздником!
На Съезде Российского союза промышленников и предпринимателей весной этого года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин сказал: «Наша общая задача – обеспечить новое качество экономики, развитие отечественной промышленности. Это мотор долгосрочного экономического роста, научного прогресса, решения социальных проблем».
Уважаемые коллеги! Этого можно достичь только совместными усилиями и только при налаженных партнерских отношениях. Цель – повысить конкурентоспособность Оренбуржья!
Несмотря на негативные политические и экономические факторы внешней среды в целом ситуация в области стабильна. Говорю это без восклицаний.  Просто констатирую – практически все социально-экономические показатели находятся в плюсе. Индекс промышленного производства за 4 месяца составил 102,0%, индекс производства продукции сельского хозяйства – 102,6%; оборот розничной торговли – 103,4%; ввод в действие жилых домов – 193,5%.
Но некоторый рост экономической активности в первом квартале этого года не снижает понятных рисков – безработица, объемы производства, высокий уровень бюджетного дефицита.
Отсюда – приоритет бизнесу.
Как материализуется это приоритет? В первую очередь, осязанием благоприятного делового климата в регионе.
Что для этого делает власть?
Повышает эффективность госуправления и создает условия для ведения бизнеса.
Все вы в курсе, что в прошлом году Оренбургская область взяла на себя обязательства по присоединению к разработанному Агентством стратегических инициатив Стандарту деятельности органов исполнительной власти по созданию благоприятного инвестиционного климата в регионе.
Мы полностью внедрили все 15 требований Стандарта. Отмечу, что в этом – ваша заслуга. Представители бизнеса активно участвовали в обсуждении и корректировке деятельности органов власти.
Но Стандарт – не панацея от болезни под названием «низкая инвестиционная активность». Это лишь одна из технологий, позволяющая органам власти научиться говорить с бизнесом на одном языке. Это первый шаг на пути создания прозрачных правил игры, понятных обеим сторонам. За ним следует очень кропотливая работа, приоритеты которой я, с вашего возволения, сегодня обозначу.
Во-первых, это стимулирование инвестиций в целях обновления региональной технической и технологической базы, модернизации основных фондов в промышленности, повышение производительности труда.
Сегодня мы видим, что традиционные для Оренбуржья ресурсоемкие отрасли промышленности – машиностроение, черная и цветная металлургия имеют убывающее значение. Возрастает роль наукоемких, высокотехнологичных отраслей с высокой добавленной стоимостью создаваемой продукции. В этих условиях инновации становятся главным инструментом конкурентной борьбы, источником уникальных рыночных преимуществ.
В самое ближайшее время экономическому блоку Правительства совместно с Союзом промышленников и предпринимателей, с привлечением научного и экспертного сообщества необходимо уточнить приоритетные направления промышленного развития Оренбуржья на ближайшие 5 лет. На это же нам нацеливает майский Указ Президента «О долгосрочной государственной экономической политике».
Для этого предлагаю руководителям и акционерам каждого промышленного предприятия области не позднее 3 квартала 2014 г. разработать и утвердить собственные заводские программы модернизации производства, внедрения в производство новых конкурентоспособных видов продукции, повышения производительности труда, мероприятий по снижению энерго- и материалоемкости.
Эти программы должна стать реальными двигателями прогресса ваших предприятий, вашими стратегиями завоевания новых позиций на российском и глобальном рынках. Если руководитель не представляет, каким его предприятие будет через пять, десять лет, что будет производить, какую долю рынка займет его продукция и в чем будет ее уникальность, то никакие меры поддержки и стимулирования такое предприятие не спасут.
Сегодня программы развития разработаны и реализуются лишь на нескольких предприятиях. И можно по пальцам пересчитать. Остальные, как правило, ставят себе очень скромные горизонты планирования.
Министерству экономического развития, промышленной политики и торговли, Корпорации развития Оренбургской области, исполнительной дирекции ОСПП необходимо оказать промпредприятиям методологическое содействие в разработке долгосрочных программ и инвестиционных проектов в увязке с региональными и федеральными приоритетами и мерами поддержки, помочь с поиском зарубежных и отечественных партнеров, владеющих наилучшими доступными технологиями.
Особого внимания заслуживает наш молодой потенциал. В мае этого года в Оренбургской области было впервые проведено масштабное мероприятие всероссийского уровня, напрямую связанное с развитием технологий.
Это отбор проектов в рамках российского молодежного инновационного конкурса «УМНИК-2014». Сегодня в первой половине дня я встречался с оренбургскими победителями конкурса, ознакомился с их проектами и предложениями. Эти молодые люди – интеллектуальный потенциал Оренбуржья! Но к этому потенциалу пока мало кто присматривается.
В этой связи обращаюсь к руководству ОСПП. Союз способен создать своего рода «мост», по которому имеющиеся разработки должны доводиться до заинтересованных в них предприятий.

Второе направление мы также с вами неоднократно обсуждали. Это развитие кадрового потенциала.
Основная проблема сегодняшнего профобразования – несоответствие образовательных программ реальным и перспективным потребностям экономики региона.
В апреле этого года при Президенте Российской Федерации создан Национальный совет профессиональных квалификаций с участием представителей российского бизнеса. За два года Совет должен принять более 800 новых профстандартов, отвечающих требованиям современной экономики. На основе этих стандартов будут формироваться современные программы профобразования и квалификационные требования к специалистам. На федеральном уровне разработана дорожная карта «Национальная система компетенций и квалификаций», которая нацелена на создание в России современного рынка труда, связанного с современной системой образования. По этому пути уже пошли многие регионы. И мы не должны стоять на месте.
На последнем заседании Общественного совета по улучшению инвестиционного климата я поручил разработать дорожную карту по участию Оренбургской области в национальной системе компетенций и квалификаций.
С другой стороны предприятия области должны принять активное участие в подготовке кадров. Ведь именно они более всего заинтересованы в них.
Кроме того, на сегодняшний день повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации, популяризация рабочих профессий осуществляется через проведение международных соревнований «ВОЛД СКИЛЛС» по всему миру. Участниками таких соревнований стал уже 61 субъект РФ. Прискорбно, что Оренбуржья в числе этих регионов нет. Хотя и для нас актуален приоритет рабочих профессий.
Участие в чемпионате – это не только престиж региона. Это престиж и будущее рабочей профессии. Предлагаю руководителям сформировать команды и принять участие в российском чемпионате в 2015 году, а министерству экономического развития координировать эту работу.

Третье направление – ГЧП, государственно-частное партнерство. Комфортность среды проживания зависит от инфраструктуры, развитие которой требует крупных финансовых вливаний. И именно государственно-частное партнерство открывает сегодня новые возможности для развития социального сектора и инфраструктуры Оренбургской области.
Область активно реализует проекты в рамках ГЧП, о чем свидетельствует рейтинге регионов России «ГЧП – старт». Если в 2012 году Оренбургская область занимала в нем 39-е место, то в 2013 году – 23-е место. За год мы поднялись на 16 позиций!
Перспективными направлениями развития ГЧП становятся инвестиционные проекты в сфере ЖКХ, в переработке твердых бытовых отходов, в дорожном хозяйстве, проекты создания объектов социальной сферы.
У нас уже есть успешная практика партнерства с предпринимателями, сидящими в этом зале. Это второй этап строительства онкологического диспансера в городе Орске, которое в рамках долгосрочного инвестиционного контракта осуществляет компания «ЛистПромСтрой». Это концессионное соглашение с дочерней компанией «Оренбургских минералов» по реконструкции и эксплуатации всего жилищно-коммунального комплекса города Ясный.
В ближайшем будущем на принципах ГЧП в Оренбурге будет создан ряд социальных объектов, таких как:
- многофункциональный театрально-культурный центр;
- дворец водных видов спорта;
- многопрофильная областная детская больница.
Поэтому обращаю внимание предпринимательского сообщества и представителей банковской сферы на новую взаимовыгодную экономическую форму взаимодействия государства и бизнеса для достижения наиболее эффективных результатов для общества.
Мы готовы рассмотреть и поддержать ваши инициативы в этом направлении.

Четвертое направление – оценка регулирующего воздействия. Так сложилось, что существующая законодательная система в России далеко не совершенна. Корень многих административных барьеров исходит как раз из зарегулированности законодательства.
С 1 января вступил в силу новый механизм. Это проведение оценки регулирующего воздействия.
Теперь анализ на избыточные и неэффективные регулирующие нормы будет обязателен для регионального законодательства, к качеству которого традиционно очень много вопросов. Этот анализ будет проводить сам разработчик на начальной стадии нормотворческого процесса.
В этой связи я обращаюсь к руководству Оренбургского областного союза промышленников и Торгово-промышленной палаты области.
При экспертизе и обсуждении наиболее значимых для экономики правовых актов принимать решения надо максимально открыто, с привлечением наибольшего числа заинтересованных представителей бизнес-сообщества. Призываю вас стать локомотивами в этой рботе.

Коллеги!
Таковы, если коротко, наши приоритеты. Да, каждое из четырех обозначенных направлений масштабно и ёмко. Но существующие макроэкономические условия не дают нам времени на раздумья! Все органы исполнительной власти региона должны и будут в авангарде при решении перечисленных задач. Это я могу гарантировать.
Но и предпринимателям надо также понимать свою меру сопричастности к этой работе и меру ответственности за ее результаты.
Именно об этом говорил Президент Росии на Международном экономическом форуме в Санк-Петербурге, подчеркивая, что «последовательность и открытость всегда рождают встречные шаги, встречное доверие. Доверие – это, прежде всего, поиск компромиссов, взаимоприемлемых решений, совместная работа и совместные действия!»
Благодарю за внимание! Готов в процессе конференции участвовать в обсуждении этих и других тем.

С докладом «О состоянии делового климата в Оренбургской области и основных направлениях деятельности ОСПП» выступил Председатель Правления ОСПП, председатель Законодательного Собрания Оренбургской области Сергей Иванович Грачев. (презентация)

Уважаемые участники Общего собрания Оренбургского союза промышленников и предпринимателей.
За прошедший год Союз укрепил свои позиции, повысил эффективность работы. Он стал ключевой площадкой для оперативного обсуждения вопросов экономического и социального развития.
Растет востребованность Вашей, уважаемые члены Союза, экспертной деятельности в различных совещательных органах, Общественных советах.
Ключевым инструментом взаимодействия бизнеса и власти стал региональный инвестиционный стандарт – своеобразная дорожная карта повышения инвестиционной привлекательности региона.
Но без мониторинга функционирования этой системы и её готовности быстро реагировать на новые вызовы, убирать ненужные ограничения, стандарт будет декларативным (малоэффективным).
В число экспертов от нашего Союза входят более 20 человек  (список прилагается)  и от Вашего профессионализма и знания проблем отрасли, которую Вы представляете, напрямую зависят динамичность развития и комфорт ведения бизнеса в нашем регионе.
Не менее существенны такие площадки взаимодействия как встречи с руководством области на заседаниях Правления и рабочих групп. Это не «лоббирование» отдельных корпоративных интересов, а возможность обсудить проблемы, выработать консолидированную позицию по их преодолению, особенно, когда решение надо принимать быстро, с учетом позиций заинтересованных сторон.
Так от имени Правления направлялось обращение в Правительство РФ по срочному принятию мер, ограничивающих рост цен на электроэнергию (Постановление Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии…).
Обращение было согласовано с объединениями бизнеса в других регионах ПФО и поддержано Правлением РСПП. В сентябре прошлого года Правительством РФ было принято решение о замораживании тарифов на 2014 год и ограничении их роста  до 2016 года.
Хочу обратить Ваше внимание на усиление роли социального партнёрства, в том числе в рамках трёхстороннего Соглашения между Правительством, профсоюзами и работодателями Оренбургской области. Без укрепления социально-трудовых отношений мы не сможем избежать конфликтов на предприятиях, связанных с внедрением новых условий и оплаты труда.
Особенно остро в текущем году стоит вопрос готовности оренбургских предприятий к переходу от аттестации рабочих мест к специальной оценке условий труда.
Переходный период по ФЗ 426 установлен до 1 января 2015 года. С этой даты для тех организаций, которые не выполнили требований Закона, будут применяться штрафные санкции и повышенные коэффициенты отчислений по Фондам (пенсионный и социального страхования).
С участием московских разработчиков данного Закона в Союзе уже начали проводиться семинары на эту тему, и мы видим, что к его исполнению не готовы и профильные специалисты, и руководители организаций.
В экономике сегодня не самая простая ситуация. ВВП России в 2013 г. вырос намного меньше, чем ожидалось. Неутешительный прогнозы и на 2014 год. Нестабильность и непредсказуемость вредны всем компаниям. Это не могло не сказаться на темпах промышленного производства в Оренбургской области.
Многое можно было бы списать на политическую нестабильность, но она лишь усугубляет базовые проблемы экономики: низкую инновационность и технологическое отставание.
Ключевым вызовом в среднесрочной перспективе, как отмечалось на Съезде РСПП в марте 2014 года, является растущая конкуренция, не только цивилизованная, соответствующая нормам деловой этики, но и недобросовестная.
Ввиду существующих рисков, как отмечалось на прошедшем Саммите в Санкт-Петербурге, назрела необходимость более тесного сотрудничества делового сообщества и органов власти, направленного на укрепление вклада бизнеса в экономический рост (цитата).
Закон о контрактной системе (44-ФЗ), о принятии которого настойчиво говорили все предприниматели, должен повысить эффективность и прозрачность системы закупок, но без активного участия бизнеса, он будет таким же малоэффективным, как и его предшественники.
А наши местные поставщики, как показывает анализ, не готовы работать в новых условиях (сроки, качество, цена).
Если объёмы кооперации в Оренбургской области увеличиваются, то доля местных поставщиков в общем объёме закупа снижается.
Для изменения ситуации к лучшему Правлением Союза разработан ряд мер: создаётся реестр надёжных поставщиков, формируются при крупных заказчиках Советы поставщиков и подрядчиков, на которых обсуждаются перспективные планы развития компаний и закупок.
В качестве положительного примера назову совместную работу аппарата Союза и руководства «Оренбургнефть» по реализации серии мероприятий, направленных на развитие внутриобластной кооперации.
Аналогичная работа проводится с «Гайским ГОК», «Оренбургэнерго», «Газпромнефть».
Прошу подключиться к этой работе и других крупных заказчиков, особенно, «Газпром добыча Оренбург», Южно-Уральскую железную дорогу. Сотрудничество с такими компаниями очень важно для наших предприятий, так как не только способствует увеличению объёмов производства, но и повышает их конкурентоспособность в других регионах России.
Сегодня в числе приоритетных направлений ставятся задачи расширения внешнеэкономической деятельности. Государство предпринимает меры по упрощению таможенного администрирования для оптимизации выхода на внешние рынки малых предприятий.
Однако, эти новации в нашей области пока плохо приживаются: например, ни один из оренбургских грузоперевозчиков, по данным таможни Оренбургской области, не приступил к оформлению разрешения на таможенный транзит.
 Только два оренбургских предприятия оформили себе право на включение в «зелёный сектор», упрощающий процедуры Таможенного контроля.
Правительство Оренбургской области приступило к разработке региональной программы поддержки внешнеэкономической деятельности и защиты наиболее уязвимых отраслей.
Считаю, что члены Союза должны принять активное участие в её разработке и реализации.

В сфере деловой активности, благодаря работе Союза и наших партнёров из бизнес-объединений (ТПП, Опора России, Деловая Россия и других) по целому ряду направлений удалось добиться положительных результатов. Хотя как показывает традиционный опрос ОСПП, по Вашей оценке,  ситуация меняется к лучшему, но не кардинально.
Административные барьеры – вечная тема. Ликвидируются одни, но параллельно появляются другие. Несмотря на ограничение внеплановых проверок непроизводственные издержки бизнеса остаются высокими.
Что особенно тревожно, высоту барьеров провоцируют не только федеральные, но и отдельные структуры муниципальной и региональной власти.
Из более 180 обращений в общественную приёмную уполномоченного по защите прав предпринимателей львиную долю составляют жалобы на избыточность и неэффективность требований контрольно-надзорных органов.
Инспекторы министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений нашей области безапелляционно применяют  штрафные санкции к «злостным», по их мнению, нарушителям экологии за мешок опилок и 2-3 картонные коробки. Основанием для принятия мер является отсутствие на эти отходы оформленных документов по классу опасности и разрешений на утилизацию!
Причём нарушителями являются микропредприятия сферы торговли и услуг численностью от 3 до 5 человек.
Конечно же, предприниматели не признают такие требования и высказывают возмущение.
Подчас, государственные инспекторы формально относятся к своей работе, дискредитируют идею государственного контроля. Защищая права одного нерадивого работника, использующего Закон в своих интересах,  разрушают годами складывающиеся трудовые традиции. Что вызывает недоумение людей и провоцирует социальные конфликты.
Для эффективного снижения избыточного бремени административных барьеров, участники Санкт-Петербургского Саммита, предложили:

  • ликвидировать дублирование контрольно-надзорных полномочий органов власти всех уровней, 

  • обеспечить прозрачность результатов и возмещение ущерба бизнесу за нарушение при проведении проверок;

  • а самому бизнесу сформировать систему мониторинга эффективности контрольно-надзорных мероприятий (цитата).

Не первый год главной проблемой оренбургский бизнес называет проблему нехватки рабочих рук нужной квалификации. Бизнес делает многое, чтобы ликвидировать этот дефицит:

  • оплачивает целевое образование студентам;

  • создает свои корпоративные учебные центры, давая возможность учится в них людям «со стороны»;

  • участвует в подготовке профстандартов;

  • передает оборудование в учреждения профессионального образования;

  • учреждает именные стипендии;

  • создаёт профильные классы в школах территорий присутствия крупных промышленных компаний (по примеру Роснефть-классов).

Но в одиночку эту проблему не решить: не имея от Вас Заказа, система образования продолжает готовить специалистов, ориентируясь не на потребности экономики, а на потребительский спрос населения. Кроме этого, качество подготовки специалистов не улучшается.
Поэтому актуальными остаются задачи создания регионального совета развития квалификаций, участия промышленников в разработке профессиональных стандартов, создания  ресурсных центров.
Считаю, необходимо шире использовать, имеющийся в области, потенциал учебных центров ведущих компаний. В них сегодня проходят подготовку и получают высокую квалификацию более 10,0 тысяч человек ежегодно. Они могут готовить специалистов для всех отраслей экономики. Тем более, что на прошедшем съезде РСПП Правительство РФ обещало исключить из налогооблагаемой базы затраты предприятий на обучение.
Уважаемые коллеги, сегодня Союз располагает ресурсами оперативного реагирования на устранение проблем, стоящих перед предприятиями во взаимоотношениях с органами власти и деловыми партнёрами.
Перед нами стоит общая задача – добиться количественного и качественного роста на предприятиях всех отраслей экономики.
На достижение этой цели направлен План работы ОСПП на 2014 год.
Призываю активизировать участие всех промышленников в реализации намеченных мероприятий.

С отчетом о работе Ревизионной комиссии ОСПП выступила член Ревизионной комиссии ОСПП, директор Оренбургского негосударственного пенсионного фонда «Доверие» Татьяна Петровна Демченко

По повестке дня выступили:

  • Бородин Дмитрий Александрович - генеральный директор ОАО «Газпром газораспределение Оренбург»

Тема: «Задолженность предприятий ЖКХ области за газ. Причины её образования и пути решения»;

  • Маркелов Константин Юрьевич – заместитель генерального директора ОАО «Уралэлектро»

Тема: «О необходимости принятия региональной целевой программы государственной поддержки машиностроительных предприятий Оренбургской области»;

  • Гольм Андрей Альбертович - генеральный директор Киембаевский горно-обогатительный комбинат «Оренбургские минералы»

Тема: «О проблемах работодателей, связанных с внедрением ФЗ №426 от 28.12.2013г. «О специальной оценки условий труда»;

  • Решетило Сергей Васильевич – управляющий директор ОАО «Оренбургэнергосбыт»

Тема: «Организационное изменение ОАО «Оренбургэнергосбыт» в рамках проекта консолидации активов КЭС-Холдинга»;

  • Шиманов Александр Алексеевич – генеральный директор ООО «Буруктальский никелевый завод»

Тема: «О проекте создания Музея И.И. Неплюева -  первого губернатора Оренбургской губернии с участием фонда социальных программ ОСПП».

С учётом обмена мнениями, высказанных предложений и задач, поставленных Председателем Правления ОСПП, Общее Собрание приняло Решение Конференции и Обращение к промышленникам области по увековечиванию памяти первого губернатора Оренбургской губернии И.И.Неплюева

Председатель Правления ОСПП Грачев С.И. вручил Знаки отличия РСПП и ОСПП активным членам Союза.

Награды получили:
«Почётный знак РСПП»
Куниловский Александр Анатольевич –  генеральный директор ЗАО «Строительно-инвестиционный холдинг «Ликос»;
«Почетный знак ОСПП»
Белов Игорь Петрович - директор Филиала НОУ ВПО Московский технологический   институт «ВТУ» в г. Оренбурге;

Воронин Игорь Евгеньевич - директор ООО «Велдер».

 


Оренбургский областной союз промышленников и предпринимателей
460000, г. Оренбург, пер. Свободина, д.4, офисы 217-222

тел.:(3532) 77-80-10, 77-31-07
факс: (3532) 77-90-43

e-mail: ospp@orenprom.ru

© Испонительная дирекция ОСПП